Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Основным инструментом расследования ДТП, где пострадали пешеходы, пассажиры, водитель, где был поврежден автомобиль является экспертиза ДТП, которую в различных условиях часто по разному именуют то автодорожной, то дорожно-транспортной, то дорожной.

Интересно то, что ни одно из данных наименований не является точным и научно-обоснованным названием.

Дорожно-транспортная экспертиза (дорожная либо автодорожная экспертиза) продолжает оставаться самым редким видом автотехнических экспертиз, чему служит целый набор объективных факторов.

Независимо от того, что дорожно-транспортная (автодорожная или дорожная) экспертиза приобрела свое название более семи лет назад, подавляющее большинство практикующих следователей, судей, адвокатов, юристов продолжает назначать в следствии или суде) «автотехническую экспертизу», то есть, обозначая лишь класс исследования, без уточнения вида экспертного исследования.

В следствии такого абстрактного и общего обозначения данного исследования, в практике довольно таки часто складываются ситуации, когда в офис какого-либо экспертного учреждения, где имеются тоже вроде бы как «автоэксперты» (такие как — эксперты в области транспортной трасологии, оценщики автомобилей, оценщики ущерба), поступают материалы дела, для исполнения которых требуются специальные знания именно эксперта по исследованию дорожных условий ДТП (дорожных знаков, дорожной разметки, полотна дороги, дорожно-транспортных происшествий).

В этих случаях возникает нехорошая ситуация, в результате которой материалы возвращаются в следственные или судебные органы без надлежащего исполнения, из-за чего сроки не выдерживаются по причине элементарной неграмотности вышеперечисленных участников судебно-следственного процесса.

Задачи и цели дорожно-транспортной экспертизы:

• обстановка на месте ДТП: участка дороги за пределами дорожного полотна, обочин, состояние покрытия проезжей части;

• текущее состояние дорожного покрытия в месте происшествия, наличия закруглений, уклонов в продольном и поперечном направлении;

• условия видимости и обзорности с места водителя;

• определение возможности необходимого восприятия водителем дорожной ситуации;

• Исследование технической возможности предотвращения дорожно-транспортного происшествия;

• установление значений коэффициентов и параметров, который характеризуют движение транспортных средств и других участников на месте ДТП: сопротивления и коэффициентов сцепления перемещения транспорта и прочих объектов по поверхности автомобильной дороги;

Выяснение обстоятельств, связанных с дорожной обстановкой перед ДТП, которые могли способствовать возникновению ДТП: неверное расположение дорожных знаков, отсутствие необходимых дорожных знаков, неблагоустроенность дороги, неправильная разметка дорожного покрытия и прочие отрицательные условия дорожной обстановки.

Для проведения автодорожной (дорожно-транспортной или дорожной) экспертизы эксперту требуется предоставить материалы гражданского, административного, уголовного дела, которые относятся к дорожно-транспортному происшествию. Должностному лицу назначающему дорожную экспертизу необходимо знать, что для исследования необходимо глубокое изучение комплекса информации о ДТП.

К слову, в ситуациях, где важной причиной ДТП являются погодные условия будет необходима справка о погодных условиях в момент происшествия.